Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
В настоящее время актуальным вопросом является вопрос адекватности и квалифицированности направления детей на психолого-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних.Как правило, основанием для направления на психолого-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних являются сомнения в психической полноценности лица, которое привлекается к уголовной ответственности, возникающие на любом этапе уголовного следствия.
Назначение проведения такой экспертизы осуществляется на основании ряда статей Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов Российской Федерации.При проведении экспертизы специалисты обращают особое внимание на внешний вид несовершеннолетнего, невыразительность мимики и ее адекватности или неадекватности, лишнюю жестикуляцию в разговоре и многое другое.
Специалисты получают указания, требующие выяснения наличия психических заболеваний среди близких родственников несовершеннолетнего, получения сведений о нахождении ребенка или подростка на учете у психотерапевта, либо о наличии заключений психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних по ранее заведенным уголовным делам или этому же делу.
По всем этим фактам еще до направления на экспертизу необходимо запросить соответствующую медицинскую документацию.
Очень важны в случае проведения подобной экспертизы сведения о задержке или искажениях психического развития и развития речи в детстве, неадекватной замкнутости или расторможенности поведения с суетливостью, многословием, нарушением произношения букв и слов, чрезмерной боязливостью, различными страхами, нарушениями сна.
Очень важно при проведении психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обращать внимание на наличие причин для расстройства настроения, их длительность и частоту.
Большое значение необходимо придавать сведениям о внезапном изменении отношения подростка с родственниками: фиксация фактов враждебности, отчуждения, высказываний о том, что родители ему не родные.
А также может быть зафиксировано исчезновение интереса к учебе, отказ от посещения школы, общения со сверстниками, что имеет большой интерес в проведении исследований.
Неизменно внимание привлекают появление склонностей к безудержному фантазированию и лжи, жестокости, садизму, нелепым поступкам, повторным попыткам самоубийства.